«По острым иглам яркого огня»: Тамара Москвина отмечает 80-летие


Опубликованно 27.06.2021 22:45

«По острым иглам яркого огня»: Тамара Москвина отмечает 80-летие

26 июня испoлняeтся 80 лeт зaслужeннoму трeнeру Совдепия и Рoссии Тaмaрe Мoсквинoй. Зa бoлee чeм пoлувeкoвую кaрьeру спeциaлист вoспитaлa цeлую плeяду чeмпиoнoв в пaрнoм кaтaнии, включaя чeтырe дуэтa, зaвoeвaвшиe oлимпийскoe зoлoтo: Eлeнa Вaлoвa и Oлeг Вaсильeв, Нaтaлья Мишкутёнoк и Aртур Дмитриeв, Oксaнa Кaзaкoвa и Aртур Дмитриeв, Eлeнa Бeрeжнaя и Aнтoн Сиxaрулидзe. И пo сeй дeнь oнa внoсит нeoспoримый вклaд в слaву рoссийскoгo фигурнoгo кaтaния. Триумфaтoрaми пoслeднeгo ЧМ в Стoкгoльмe стaлa eё пaрa Aнaстaсия Мишинa — Aлeксaндр Гaллямoв, a Aлeксaндрa Бoйкoвa и Митраша Кoзлoвский пoлучили брoнзу.

В юбилeй принятo пeрeчислять вexи, кoиx в жизни Тaмaры Мoсквинoй былo прeдoстaтoчнo, нo мнe пoчeму-тo вспoминaeтся, кaк oднaжды, нeкoтoрoe врeмя после пoслe Oлимпийскиx игр в Сoлт-Лeйк-Сити, у мeня дoмa зaзвoнил тeлeфoн: «Лeнa? Этo Тaмaрa Мoсквинa».

В этoт дeнь у мeня вышeл мaтeриaл пoд нaзвaниeм «Живот пo бизнeс-плaну» oб oчeрeднoй (чeтвёртoй пo счёту) золотисто-золотой олимпийской паре питерского тренера Елене Бережной и Антоне Сихарулидзе, идеже я рассуждала о скандальной ситуации, сложившейся получи и распишись Играх-2002. Там, напомню, российских фигуристов прямо-таки вынудили выйти на повторное награждение впоследствии того, как были пересмотрены результаты турнира спортивных дымка, и золотые медали вручили не токмо им, но и канадцам.

В том материале, рассуждая о тренерских методах Москвиной, уехавшей в своё сезон с учениками в США, чтобы в канун «американских» Игр доставить им не только идеальные дела для подготовки, но и максимальную рекламу в этой стране, я, в частности, написала:

«Ни дать ни взять тренер Москвина, думаю, была возмущена решением Международного олимпийского комитета (МОК) передать канадцам второе золото. Зато ни дать ни взять менеджер наверняка просчитала все возможные варианты и в итоге изо унизительной на первый взгляд ситуации сумела извлечь самое большее пользы. Прямо в Солт-Лейк-Сити чемпионская четыре получила предложение заключить длительный договор со Stars on Ice, посыпались приглашения с Канады и США, причём логично было забрать себе в голову, что гонорары обеих пар в случае совместных выступлений должны непременничать одинаковыми. То есть такими, каких Бережная и Сихарулидзе в жизни) не получили бы за океаном, выступая на пару».

Держа в руках телефон, я как в лихорадке пыталась просчитать, какой именно мои «косяк» мог понудить Москвину позвонить — ранее симпатия не делала такого никогда. Отклик меня огорошил:

«Я прочитала в данное время вашу статью. Не в моих правилах разбалтывать журналистам, но… — Москвина выдержала паузу и врасплох добавила, не меняя строгости тона. — Вас очень точно и правильно всё подметили. И я позвонила едва затем, чтобы вам это промолвить. Спасибо».

Ещё один принадлежность к портрету Тамары добавился в моём сознании несколькими годами впоследствии времени. Я прилетела тогда в Санкт-Петербург деять интервью с Евгением Плющенко. Встретиться автор договорились на катке «Торжественный», и, появившись на тренировке, я увидела у борта Москвину, у которой тем временем начинали кататься в паре никому без- известные Вика Борзенкова и Андрей Чувиляев. Первым моим чувством, до этого (времени я шла к ней вдоль льда, (для того поздороваться, была дикая и, наверное, неизменная в таких случаях неприятность — оттого, что профессиональный потребность направлен уже на другого человека. Тем побольше что все без исключения тренеры, а особенно выдающиеся, чертовски ревнивый в этом отношении народ.

Автор перекинулись с тренером парочкой общих фраз, и я сейчас совсем было собралась уходить, в духе Тамара вдруг удержала меня по (по грибы) руку и негромко сказала:

«Атя, что вы к нам подошли. Прелестно понимаю, что вы приехали невыгодный ко мне и что ни я, ни мои ученики безлюдный (=малолюдный) представляем сейчас для вас никакого интереса. Элементарно имейте в виду: если вдруг временами-нибудь у вас возникнут в Питере какие-либо проблемы, мои телефонный номер вам известен. И я век с удовольствием приглашу вас к себе в краски выпить по чашечке кофе, самостоятельно от того, пишете вы о моих спортсменах, alias нет».

За глаза Москвину-профессионала многие её коллеги неоднократно упрекали в том, что она другой раз бывает черства: мол, не должна баба быть столь жёсткой, решительной, криволинейный в суждениях. Возможно, что так. Подобная строгость вообще была характерна для целого поколения выдающихся тренеров-женщин: Елены Чайковской, Татьяны Тарасовой, Натальи Дубовой, Галины Змиевской. Оно сама я часто думала: мало кому приходит в голову, почто женщине-тренеру намного труднее пробивать себя дорогу, нежели мужчине. Профессия отрывает с семьи, от воспитания детей. Однако если мужчина способен убедить себя в томище, что, добиваясь успеха и зарабатывая бумажки, он компенсирует своё отсутствие на родине, то женщине таких аргументов два — она всё равно терзается и страдает. Чай, поэтому мотивация у женщины-тренера ввек выше: чем ещё, кроме суперрезультата, (бог) велел доказать себе и окружающим, что весь жертвы, принесённые во имя профессии, были безграмотный напрасны?

Когда я попросила самого знаменитого изо подопечных Москвиной — двукратного олимпийского чемпиона Артура Дмитриева — выразить главное в характере его наставницы, возлюбленный не задумываясь сказал:

«Цельность. В своё время Алексей Мишин сказал: дескать, Тамара всегда идёт к цели кратчайшим через. Это действительно так. Москвина безлюдный (=малолюдный) тот человек, кто будет месяцами воевать над решением, если оно неважный (=маловажный) складывается. Она подходит к процессу с методической точностью: ставит главную задачу и (в же начинает пробовать разные варианты, откидывая тетунька, которые не работают. Постоянно думает, вовлекает в предварительны процесс множество людей, причём сии люди могут быть из какой-нибудь угодно сферы — балета, цирка, театра, музыки, катания получи роликах. А кроме того, Тамара Николаевна издревле старалась и старается привлечь к тренировочному процессу родителей, родственников, молодых людей и девушек своих спортсменов — и исполнять так, чтобы они вместе с ней работали в результат. То есть не разломать человека, не заставить его реализовывать собственную волю, а понять, что ему нравится, фигли нет, окружить каждого своеобразным коконом, изнутри. Ant. снаружи которого была бы абсолютно идеальная рабочая среда».

На вопрос, случалось ли в некоторых случаях-либо видеть тренера в растерянности, Дмитриев ответил: «Некогда. Но это могло продолжаться очень кратковременно. Час, два, максимум — день».

И тут же стал поверять историю, как перед Олимпийскими играми в Лиллехаммере, идеже Дмитриеву с его первой партнёршей Наташей Мишкутёнок предстояло наперебой) с олимпийскими чемпионами Калгари Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, Москвина выбрала музыку чтобы произвольной программы — «Лебединое озерцо».

«Мне тогда мгновенно стало понятно, что выбор безвыгодный слишком удачен, — вспоминал Дмитриев. — Особенно в (видах того, чтобы на равных бороться за первенство с Гордеевой и Гриньковым. Тем не не столь мы начали ставить программу, опосля поехали на сбор в Колорадо-Спрингс. Через некоторое время я и предложил Тамаре Николаевне поменять программу, тем паче что уже не только эврика музыку Рахманинова и в уме её скомпоновал, так и разложил все элементы. Помню, я пошли гулять вокруг озера, и я рассказывал тренеру, на правах вижу программу, почему, на муж взгляд, надо её взять, Москвина а повторяла одно: «Артур, малограмотный успеем».

Гуляли мы сбоку часа, потом сели пить (ароматные, продолжая приводить друг другу близкие доводы, и, когда Тамара Николаевна поняла, будто переубедить меня не удастся, симпатия заплакала. Это был единственный в одно прекрасное время в жизни, когда я увидел её рев».

Согласиться на смену программы, отличается как небо от земли учеников понимая, что это — громадный риск и по большому счёту афера, тоже очень в характере Тамары. Десятеро лет назад именно она уговорила меня вылепить книжку о её легендарном муже Игоре Борисовиче Москвине. Я с удовле быстро согласовала это с издательством, нашла пару недель свободного времени, затем чтобы поехать в Питер и собрать начальный фурнитура. На вокзале Москвина посадила меня в машину и якобы бы между делом сказала: «Имейте в виду: Игоряша ничего о нашей затее не знает — я сказала, почему вы приезжаете просто в гости. Разве что вдруг проговоритесь, что разговариваете с ним ради книги, он выгонит нас обоих из дома».

«А наравне же мне тогда работать?» — озадаченно спросила я.

«Придумайте что-нибудь», — был отписка.

Довольно часто мне казалось, сколько Господь как-то по-особенному заботлив соответственно отношению к этой крошечной женщине. В своей тренерской работе возлюбленная много раз ошибалась, но ни разу сие не происходило на Олимпийских играх. С ней никогда в жизни долго не работал в тренерском тандеме ни Водан из её бывших спортсменов (мотив, видимо, тоже кроется в слишком жёстком с целью равного сотрудничества характере Москвиной), так именно ученик, Антон Сихарулидзе, нашел ей поистине королевский подарок — неповторимый каток. Мы же благодаря этому получили двум уникальные пары: чемпионов Европы Александру Бойкову и Дмитрия Козловского и чемпионов решетка Анастасию Мишину и Александра Галлямова. По существу, и способность не меняться с годами, сохраняя молниеносность мыслей и отсутствие какого бы ведь ни было страха в принятии решений — без- просто свойство характера, а дар сверх.

А ещё Москвина — женщина-мысль. Равнодушная к цветам и украшениям, но нерушимо элегантная. Не слишком, на зачинщик взгляд, привязанная к дому и близким, аюшки? вообще характерно для людей тренерской профессии, да сумевшая удивительно счастливо прожить в без меры долгом браке и сплотить вокруг себя большую взяв семь раз, клан. Любимое словечко — «на ходу», и это «заодно» в отдельных случаях включает в себя совершенно несовместимые бебехи. Например, отправиться на важнейшие и более чем сложные переговоры, а по пути метнуть машину на сервис и бельё в прачечную. Счеты с прессой — это тоже с разряда «заодно», а всегда очень и очень профессионально. «Предпочтительнее я расскажу о себе и своих учениках самоё, чем это сделают другие» — было неизменным тренерским правила Москвиной на фоне как побед, в) такой степени и неудач. И никогда не случалось, чтоб журналисты отказывали тренеру в поддержке.

При случае-то Дмитриев принёс в подарок наставнице игрушечного клоуна, подразумевая, аюшки? клоун в её группе — спирт сам. Та смешная игрушка положила предислови целой коллекции, и сам Артур наподобие-то заметил, что при будет спокойном отношении тренера к подаркам в принципе образование в доме очередного клоуна доставляет Москвиной игра. Словно в каждом из них возлюбленная видит чёрточки своего собственного характера.

При всем желании угодить моим критикам, если вдуматься, не так стрела-змея это и удивительно. Тренерская профессия в многом сродни цирковой: ты не покладая (не покладаючи) рук на арене и в то же самое пора постоянно в тени, за маской с своих учеников. Для всего таблица ты — это они. А по какой причине там на самом деле, около маской — лукавая тренерская вино или невидимые миру слёзы — нам остаётся не более того гадать, вспоминая строки известного шлягера:

«Ровно по острым иглам яркого огня

Бегу, бегу, дороге пропал конца...»

И совершенно по барабану при этом, какая цифра достаточно в паспорте в графе «Возраст».

С денно рождения, Тамара Николаевна!



Категория: Спорт